Запись в детский сад

Консультация для педагогов «Финансовая грамотность дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Финансовая грамотность – это особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста и которое показывает умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Современное поколение детей принимают активное участие в покупках в магазине, с 4-х лет детям могут разрешить иметь свои карманные деньги. Но при всем этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, новым игрушкам. Поэтому возникает необходимость нам, педагогам, и родителям объяснить детям очень важные вопросы: Что такое деньги? Откуда они берутся? Как ими правильно распоряжаться? Если детям правильно не объяснить эти вопросы, то вскоре у них сложится свое мнение, далеко не всегда правильное. В связи с этим вопрос об элементарном экономическом развитии дошкольников является актуальным.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

- что такое деньги, какие они бывают;

- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

- что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;

- как планировать свои расходы;

- техника безопасности использования банковских карт.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

С дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты. Дидактические игры«Где можно хранить деньги»«Советы покупателю», ««Кафе «Вкусно и полезно»«Доход - расход»«Что и когда лучше продавать?»«Какие бывают доходы?»«Не ошибись»«Чей труд важней»«Кто больше?»«Путешествие по экономическим сказкам»«Гипермаркет»«Луна - парк».

Сюжетно-ролевые игры«Супермаркет»«Банк»«Магазин»«Торговый центр»«Кафе»«Ателье»«Почта»«Рекламное агентство»«Аптека»«Больница»«Парикмахерская»«Строители»«Детский мир»«Столовая».

Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что:

• Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

• Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

• Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

• Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

• Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

• Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

• Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Очень важной частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека.

Задачи, которые нужно решать при формировании финансовой грамотности у дошкольников

• Дать простые экономические знания.

• Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.

• Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д.

• Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

• Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.

• Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.

• Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.

• Определять разницу между "хочу" и "надо".

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.

Пример бесед, которые можно провести с родителями:

1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?

2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?

3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?

4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?

5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?

6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами? За что?

7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).

8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не всегда содействуют приобщению детей к миру финансов.

Желаем всем финансового благополучия!

Министерство просвещения Российской Федерации

893d89e43fc33b1f2d42019187483a31

Министерство науки и высшего образования РФ

min1 1

ПОС

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

4