«Как потопаешь, так и полопаешь»
Цель: формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие.
Ход:
В. Давайте разберем смысл старинной русской пословицы «Как потопаешь, так и полопаешь». От того, как будут люди трудиться – усердно или нет, зависит, будут ли в наших магазинах вкусный хлеб, спелые овощи и фрукты, одежда, обувь и пр. Поэтому понимают ее так: как поработаешь (потопаешь), так и поешь (полопаешь). Если будешь хорошо работать, то будешь зарабатывать деньги, на которые сможешь купить много разных товаров.
(описывает разные сюжеты из жизни)
- Мальчик стоит в своей комнате и думает, как бы выпросить у мамы деньги на конфеты. Рядом мама с сердитым лицом показывает на беспорядок: незаправленную постель, разбросанные вещи и игрушки.
Вопросы для обсуждения.
- о чем мечтает мальчик?
- чем недовольна мама?
- как вы думаете, заслужил ли мальчик конфеты?
2. Девочка лежит на кровати, накрыв голову одеялом и зажав в руке будильник. Мама пытается разбудить девочку и указывает на часы и разбросанные по комнате вещи.
Вопросы для обсуждения:
- как вы думаете, успеет ли девочка к завтраку, ведь все уже умылись и заправили кровати?
- кто виноват в том, что все позавтракали, не дождавшись девочку?
- как вы думаете, девочка будет теперь вставать вовремя (по будильнику)?
- что следует делать девочке, чтобы эта ситуация не повторилась?
3. Радостные мальчик и девочка помогают бабушке собирать урожай ягод (смородину и малину), а вечером все пьют чай с пирогами.
Вопросы для обсуждения:
- почему мальчик и девочка веселые?
- помогают ли они своей бабушке?
- можно ли считать работой то, что они делают?
- заслужили ли они вознаграждение (вкусный пирог)?
4. Мальчик принес сумку с капустой и картошкой и отдал ее бабушке. Бабушка погладила мальчика по голове и положила ему монетку в копилку.
Вопросы для обсуждения:
- для чего мальчик копит деньги?
- можно ли сказать, что мальчик серьезно помог бабушке и заслужил вознаграждение за свой труд?
Общий вопрос:
Поведение кого из детей в этих ситуациях понравилось вам больше всего и почему?
Цель: уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего они нужны человеку. Развивать логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к труду, бережливость.
Материалы: бумажные и металлические деньги.
Ход беседы: Ребятки, а вы ходите в магазин? А с кем вы ходите в магазин? (ответы детей). А в какие магазины вы ходите? А для чего ходят взрослые в магазин? (чтобы купить товары, которые необходимы.) А какие товары покупают в магазинах ваши бабушки и дедушки, папы и мамы? (еду, одежду, игрушки, книги и т. д.). А как вы думаете для чего нужны эти вещи, которые взрослые покупают в магазине? (ответы детей) Ребята, вещи, которые продаются в магазине называют товарами. Ребята, как вы думаете без чего не дадут товар в магазине? (ответы детей) Правильно! Товары в магазине не дадут без денег.
Появились на свет давно,
Назначение у них одно;
В магазине вы берите
Все, что только захотите,
Только к кассе подойдите
И, конечно, заплатите.
Ребята, деньги бывают разные. На Земле очень много стран и в каждой стране свои деньги. Деньги, которыми пользуются в нашей стране называются рублями. Бывают деньги бумажные, а бывают металлические. Металлические деньги еще по-другому называются монетами.
Ребята, а как вы думаете, какими деньгами удобнее пользоваться? Металлическими или бумажными? (ответы детей) Ребята, бумажными деньгами, пользоваться удобнее, так как они занимают мало места в кошельке, и они легче металлических. (дать потрогать бумажные и металлические деньги) Какие деньги легче, какие тяжелее? (ответы детей)
Ребята, взрослые, которые приходят в магазин для того, чтобы купить товары, называются покупателями. Покупатели приходят в магазин с деньгами, берут товар и отдают за него деньги продавцу. Продавец берет деньги и только после этого отдаёт товар покупателю. Покупатель покупает товар у продавца. Между покупателем и продавцом происходит обмен. Что отдаёт покупатель продавцу? (деньги) А что отдаёт продавец покупателю? (товар) Отдаст ли продавец товар покупателю без денег? (ответы детей)
Ребята, а как вы думаете откуда взрослые, ваши мамы и папы, берут деньги? (ответы детей) Ребята, взрослые деньги зарабатывают. Что делают ваши мамы и папы, чтобы заработать деньги? (работают). Ребята, а вы знаете кем работают ваши мамы и папы? (ответы детей). Для того, чтобы заработать деньги нужно трудиться. Например, повар готовит еду. Приготовление еды - это труд. А за труд человек получает деньги, заработную плату. То есть повар получает деньги за то, что готовит еду-варит суп и компот, печет пироги, жарит котлеты. Ребята, а как вы думаете, если человек не будет работать, сможет ли он получить деньги, заработную плату? (ответы детей)
Ребята, как вы думаете нужно ли покупать в магазине товары, которые не нужны? (ответы детей) Почему не нужно покупать в магазине ненужные товары? (ответы детей) Правильно, ребята не следует покупать в магазине ненужные товары, ведь они не принесут пользы, а деньги на них потратятся. А если у вас не останется денег, то вы уже ничего больше не сможете купить в магазине. Деньги нужно тоже беречь, как и товары, которые вы купите в магазине, ведь товары стоят денег. А деньги, как мы уже выяснили, без труда человеку не даются, человек зарабатывает деньги своим трудом для того, чтобы заработать деньги, взрослые каждый день ходят на работу.
О чем мы сегодня с вами говорили? (о деньгах). Для чего нужны деньги? (для того, чтобы в магазине покупать товары). Может ли продавец отдать покупателю товары без денег? (ответы детей). Какие бывают деньги (металлические и бумажные). Молодцы, ребята, вы верно ответили на вопросы!
(Можно предложить детям нарисовать денежные купюры и поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин».)